Для меня три дня пробыть в Могилеве – словно заново родиться. Это город с потрясающей энергетикой, воодушевляющий, удивляющий, радующий. Настоящее место силы.
В очередной раз поприветствовав станционного смотрителя, я направляюсь в Могилёвский областной краеведческий музей – знакомиться с историческим наследием края. Огромная благодарность сотрудникам за то, что поделились интересными подробностями и особое внимание во время экскурсии уделили именно печным изразцам.
ХVII- ХVIII век, эпоха Речи Посполитой. Для тех, кто захочет увидеть вживую: в этом самом зале хранится старинный кафель. Заглянем?
Красота-то какая! Модные печные навершия
Этот определенно стильный изразец с объемным синим орнаментом датируется второй половиной ХVII столетия. Такой растительный рисунок еще называют ковровым (и правда, похож же). Судя по конфигурации, элемент выполнял функцию фриза – пояска, под карнизом или в другой части печи.
Изготовлен, между прочим, промышленным способом – то есть прессом, а не ручной формовкой. А вы пробовали расписывать изразцы? Я пробовала. И эти, должна признать, очень аккуратные.
Элемент был обнаружен в ходе раскопок на Советской площади в Могилеве. В 1981 году в фонд музея его передал Олег Анатольевич Трусов – начальник отдела археологии реставрационных мастерских г. Минска.
А вот еще интересный изразец. Как и современный карниз, он предназначался для конструктивного завершения печи и придания визуальной законченности. Состоит из румпы и лицевой пластины, покрытой зеленой поливой – все традиционно. А вот дизайн – суровый, зооморфный. Зрительно разделен на две горизонтальные части. Вверху – львы, передними лапами удерживающие цветок (лилию?). Нижняя часть – выступающая, с горизонтальным чешуйчатым узором.
Очень символичная находка, ведь и в наши дни лев остается символом города. Привет тебе, дружище Лёва из Могилева!
Букет из прошлого
В 1985 году музейная коллекция разбогатела сразу на два экспоната печной тематики. Прямоугольный терракотовый изразец с румпой был произведен промышленным способом, без поливы (то есть без глазурования). Выпуклая рамка и рельефный узор «Букет в вазе» — популярная тема по сей день. Очень напоминает некоторые белорусские изразцы заводского выпуска конца ХХ в.
И еще один кафель с растительным мотивом – крупная ветка и узор из лепестков. Находки передал в фонд И.М. Чернявский – старший научный сотрудник СНРПМ г. Минска (сейчас — «Белреставрация»).
Полуконь Георгия Победоносца
Чуть позже, в 1988 году, житель города А.К. Шерснев вручил музею новый артефакт ХVII в. – угловой печной изразец, покрытый зеленой поливой.
Конструктивно он образован из трех частей: лицевая пластина, боковая пластина и коробчатая румпа. Прямоугольный изразец с выпуклой рамкой по периметру. В центре – классический геральдический мотив, щит, на котором Георгий Победоносец поражает копьем змия. Дополнена композиция растительным орнаментом. Ну очень солидно смотрится.
И раньше, и теперь изготовление печного кафеля – задача со множеством технологических тонкостей. И если прямые (рядовые) в целом понятны, то угловые иногда заставляют керамистов задуматься. В прошлом поступали проще: посмотрите, фактически угол составлен из рядовых изразцов, целого и половинки. На производстве мы иногда шутим о том, что не надо все усложнять: «половина коня» вполне решит наши проблемы.
На самом же деле процесс изготовления изразцов за столетия почти не изменился. Часть работы механизирована, часть все еще выполняется вручную. И кафель для печи, покрытый белой или цветной глазурью, сегодня по прежнему популярен в Могилеве и вообще на всей территории страны. Он благородно выглядит и добавляет в интерьер сдержанного дворцового великолепия.
Как и прежде, изразцовая печь возводится однажды и на всю жизнь. Она отлично держит тепло, неприхотлива в уходе, а первозданная красота глазурованных изразцов сохраняется многие десятилетия. Кажется, это именно то, чего не хватает в наши дни – уверенности, что и завтра все тоже будет хорошо. Будет тепло, будет пища – а значит, будем и мы.
Орабей Алена специально для belkafel.by